ЕВРАЗИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
СУПЕРВИЗИЯ В ФОРМАТЕ ПСИХОТЕРАПИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАВЫКАМ
ПСИХОТЕРАПЕВТА КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ НА СЕРТИФИКАЦИИ
1. Установление контакта и доверительных отношений:
а) преконтакт:
— краткий рассказ о себе
— о возможностях психологической помощи
— организация психологической безопасности (например: «посмотрите на меня, рассмотрите внимательно комнату» и т.д., «я гарантирую полную конфиденциальность»)
б) роли клиента и терапевта и клиент-терапевтические отношения:
Важно, чтобы в процессе работы были поняты и взяты роли как самим психотерапевтом, так и клиентом.
Психотерапевт кризисных состояний — не Педагог и Ученик, не Родитель и Ребенок, Не Спасатель и Жертва, не Социальный работник и Юрист!
Психотерапевт кризисных состояний должен:
— четко осознавать свою роль, взрослую позицию (паритетность, субъект-субъектность отношений),
— уметь делить ответственность с Клиентом (не смотря на состояние клиента, находящегося в кризисе),
— осознавать свои чувства и управлять ими в целях терапевтического воздействия (не пугаться, не плакать, смело встречаться с агрессией, не осуждать, не критиковать),
— использовать приемы активного слушания, направленные на поддержание и развитие доверительных отношений и сбор информации для постановки гипотезы и разработки стратегии работы.
— быть доброжелательным, включенным, диалогичным, уметь начинать и заканчивать работу, быть способным к уважительному отношению, принимать клиента с его ситуацией.
2. Владение методологией ПСИХОТЕРАПИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ.
а) определение типа кризиса, этапности кризисного переживания, в случае кризиса развития — определение причин (ненормативного развития).
б) тип преодолевающего поведения:
— Регрессия. Вариант преодолевающего поведения, основой которого являются детские формы поведения, которые в младенчестве позволяли преодолеть проблемы путем перекладывания ответственности на других. Одним из вариантов регрессивного поведения считается алкоголизм и наркомания.
— Отрицание. Восприятие реальности извращается таким образом, что проблема как бы исчезает. Этот способ преодолевающего поведения может быть эффективным, если проблема решается сама собой. В противном случае такая реакция лишь усугубляет решение проблемы.
— Инерция. Состояние бездействия, основанное на мнении пациента, что в данной ситуации ничего нельзя предпринять и любые действия обречены. Такой модус поведения характерен для депрессивных, тревожно—мнительных пациентов, лиц, страдающих обсессивно—фобическими расстройствами.
— Аффективные реакции. Возникновение проблемной ситуации вызывает аффективные реакции. Чаще всего это гнев (часто с вербальной и невербальной агрессией), страх, тревога, печаль и т.п. Аффективная реакция выступает в виде необходимой мотивирующей силы для осуществления преодолевающего поведения, и очень часто возникновение такой реакции в ответ на фрустрацию превращается еще в одну проблему пациента, требующую психотерапевтического вмешательства.
в) после сбора информации п.2(а) и (б) складывается видение ситуации (анамнез), в которой проживает клиент. В опоре на эмоциональную включенность клиента, перепроверяя в контакте, психотерапевт выстраивает гипотезу(ы), перепроверяет/обобщает с клиентом, разрабатывает стратегию психотерапии данной конкретной ситуации и заключает контракт: на психотерапию и на данную сессию (обговаривая все подробности с клиентом).
г) Подбор методов психотерапии кризисного состояния клиента (методы арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы, эриксоновского гипноза, когнитивной психотерапии, ТОП, символдамы и др). Обоснование выбора метода.
3. Самоанализ:
I. Осознанность своих действий в соотнесении с разработанными критериями.
1. Установление контакта и доверительных отношений:
1.1. Преконтакт.
1.2. Роли клиента и терапевта и клиент-терапевтические отношения.
2. Владение методологией ПСИХОТЕРАПИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ.
2.1. определение типа кризиса, этапности кризисного переживания, в случае кризиса развития — определение причин (ненормативного развития).
2.2. тип преодолевающего поведения.
2.3. Выстраивание гипотез(ы), разработка стратегии, заключение контракта.
2.4. Обоснование выбора метода психотерапии.
II. Эмоциональная устойчивость в роли Психотерапевта (какие чувства «мешали» продвижению работы и почему?)
III. Возможные варианты развития психотерапевтической работы (возможные гипотезы, альтернативные стратегии, выбор метода).
Возможны три оценки работы терапевта под супервизией:
1) Незачет
2) Безусловный зачет
3) Зачет с условием
Если вы получили незачет, отработайте неудачу с личным терапевтом, и можете пойти на супервизорскую группу отработки навыков. Когда несколько ваших сессий будут стабильно хорошими, ведущий будет рекомендовать вам пройти повторный экзамен. Обычно пересдачи бывают очень грамотными, и терапевт на них более уверен в себе, чем в первый раз.
Если вы сдали работу на сертификации, это не означает, что вы всеми навыками владеете — это значит, что в этой конкретной сессии вы их показали. Это тоже не повод завершить обучение. Этой трудной профессии люди учатся всю жизнь. Существует две оценки сданной работы: безусловный зачет и условный зачет.
Безусловный зачет супервизор ставит студенту, если все навыки в сессии были продемонстрированы и основные требования выполнены. Чтобы получить сертификат, он должен выполнить и другие условия: написать протоколы сессий, описать долгосрочные случаи, сверить часы присутствия, не иметь долгов и др. (это прописано в контракте на обучение).
Если супервизор ставит вам условный зачет — это значит, что вы в сессии продемонстрировали большую часть навыков. Обычно, супервизор дает подробный анализ работы и рекомендации для дальнейшей работы. Он может назначить дополнительные часы супервизий (для отработки отсутствующих навыков). Сертификационную сессию еще раз демонстрировать не надо. При выполнении этих и других условий, прописанных в контракте на обучение, студент может получить сертификат.
Вы можете связаться с нами удобным для вас способом:
Также вы можете написать нашему координатору и она ответит на все ваши вопросы:
ООО «Евразийский Институт практической и прикладной психологии»
Юридический адрес:
107207, Россия, г. Москва,
Щелковское шоссе, дом 77, корп.стр.1, оф 8, к.138
ОГРН 1217700239338
ИНН 9718173768
Подать заявку
Вход в систему
Связаться с нами:
E-mail: info@eippp.ru
Написать в Telegram
Мы в социальных сетях